Богдана Хмельницкого (4150 м)

Траверс с юго-запада на северо-восток - 2а категории трудности

Вершина Богдана Хмельницкого расположена в средней части гребня, разделяющего долины Среднего и Левого Аксая, который на 8 км отходит от главного водораздельного хребта Заилийский Алатау в северном направлении. На запад и восток гребень обрывается многометровыми стенами, на север спускается крутой склон.

Подход начинается от исходного бивуака в верховье восточной ветви ледника Левый Аксай. Требуется пере-сечь речку, древнюю боковую морену и выйти к западному склону вершины.

Первый этап маршрута - подъем по осыпям, за которыми следует участок сильно разрушенных скал. Дальше - кулуар крутизной до 45°. После его преодоления выход на разрушенные скалы. Следующий участок - плиты крутизной до 65°. Они преодолеваются в лоб с крючьевой страховкой (2-3 крюка).

Возвышающаяся за плитами скальная стена высотой 8-10 м обходится слева. Далее участок легких скал, за ними поднимается вторая скальная стена, которая обходится справа. Затем крутой снежный кулуар (до 50°), который в начале сезона забит снегом и лавиноопасен, поэтому движение по нему требует очень большой осторожности. Первовосходители преодолевали его, придерживаясь левой стороны.

За этим участком следует выход на гребень, который тянется в северном направлении на 350-400 м и имеет ряд небольших возвышенностей. Вначале спуск на перемычку с карнизами, свисающими в восточную сторону. Потом обойти слева небольшой жандарм.

От перемычки по острому гребню выход на скальную площадку. Спуск приводит к подножию второго и третьего жандармов, которые обходятся слева по снежному склону. Далее - на возвышенную часть гребня, с которой хорошо просматривается весь путь до главной вершины.

Очередное резкое понижение в гребне лучше преодолеть по канаве выдувания. От понижения к следующей возвышенности - скалы средней трудности. За ни-ми высокий жандарм, который преодолевается в лоб по 8-метровой стенке с крючьевой страховкой (2 крюка). Дальше путь по разрушенным скалам до самой вершины.

Вершина с карнизами на северную и восточную стороны. На север несколько ниже нее торчит острая скальная башня. Спуск по канаве выдувания к подножию: скальной башни, траверсировать ее слева по плитам которые могут быть обледенелыми, в направлении ку луара крутизной до 60°. Движение по плитам требует максимального внимания и тщательной страховки. За тем выход на седловину, от которой на запад уходит крутой кулуар, в начале сезона забитый снегом (он лавиноопасен!).

Придерживаясь скального обнажения с правой стороны кулуара, производится спуск на 200-250 м вниз к осыпям и далее на морену. Так прошли первовосходители, По их рекомендации траверс, который занимает 8- 9 часов, из них подъем -5,5 часа, лучше делать в июле-августе.

Первовосхождение совершено 29 мая 1954 года группой алма-атинских альпинистов в составе: Я. Маркушин, Ю. Пилягин, Р. Смагип под руководством О. Шкуратова.

РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСХОДИТЕЛЯМ

1. Количество участников 6-8 человек.

2. Исходный бивуак в верховье восточной ветви ледника Аксай.

3. Выход с бивуака в 4 часа.

4. Снаряжение на группу 4 человека: а) веревка основная-2х30 м; б) крючья скальные-3-4; в) молотки -2.